СЕМЕНО-АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СОШ


.
«Назад»

Ветвление

Команда ветвления – предписание исполнителю выполнить одну из двух серий команд в зависимости от того, соблюдается или не соблюдается условие. На алгоритмическом языке команду ветвления можно записать следующим образом:

Если <условие>
   То <команда 1>
   Иначе <команда 2>
Все

В зависимости от условия выполняется только одна из двух команд. Если условие истинно, то выполняется команда 1, команда 2 выполняться не будет. Если условие не выполняется (ложь), то выполняется команда 2, а команда 1 выполняться не будет.

Блок-схема.

Ветвление

Команда ветвления на языке Паскаль

If <Условие > then < Команда 1>
Else < Команда 2>

Команда ветвления в неполной форме:

If <Условие > then < Команда >
Если после then и Else нужно написать несколько операторов, то их нужно поместить между операторами begin и end.

Задача №1. Если ученик Петя получает отметку 5, то должно на экране монитора появиться сообщение «хорошо», Если Петя получает отметку 2, то должно появиться сообщение «плохо»

program ocheka;
uses crt;
var otmetka: integer;
begin
    cls;
   writeln('Введите отметку');
   Readln(otmetka);
   if otmetka=5 then writeln('Хорошо')
   else writeln('Плохо');
end.

Усложним задачу.
Задача №2. Если ученик Петя получает отметку 5, то должно на экране монитора появиться сообщение «отлично», если 4 «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «плохо».
program ocheka;

uses crt;
var otmetka:   integer;
begin
    cls;
    writeln('Введите отметку');
    Readln(otmetka);
   if otmetka=5 then writeln('отлично');
   if otmetka=4 then writeln('хорошо');
   if otmetka=3 then writeln('удовлетворительно');
   if otmetka=2 then writeln('плохо');
end.

Составное условие

Если в задаче №2. Ввести отметку меньше 2 или больше 5 , то программа должна выдать сообщение, что такой отметки не существует.

Задача 3. Если ученик Петя получает отметку 5, то должно на экране монитора появиться сообщение «отлично», если 4 «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «плохо». Если отметка меньше 2 или больше 5 , то программа должна выдать сообщение, что такой отметки не существует.
Добавим в программный код всего одну строчку:
if (otmetka < 2) or (otmetka > 5) then writeln('такой отметки не существует');

program ocheka_2;
uses crt;
var otmetka: integer;
begin
    cls;
   writeln('Введите отметку');
    Readln(otmetka);
    if otmetka=5 then writeln('отлично');
   if otmetka=4 then writeln('хорошо');
   if otmetka=3 then writeln('удовлетворительно');
   if otmetka=2 then writeln('плохо');
   if (otmetka < 2) or (otmetka > 5) then writeln('такой отметки не существует');
end.

Можно поступить и так: вместо if (otmetka < 2) or (otmetka > 5) then writeln('такой отметки не существует');
написать if (otmetka <>2) and (otmetka <> 5) and (otmetka <> 4) (otmetka <> 3) then writeln('такой отметки не существует');

«Назад» «Вверх»
.
Hosted by uCoz