«Назад»
Ветвление
Команда ветвления – предписание исполнителю выполнить одну из двух серий команд в зависимости от того,
соблюдается или не соблюдается условие. На алгоритмическом языке команду ветвления можно записать
следующим образом:
Если <условие>
То <команда 1>
Иначе <команда 2>
Все
В зависимости от условия выполняется только одна из двух команд. Если условие истинно, то выполняется команда 1, команда 2 выполняться не будет. Если условие не выполняется (ложь), то выполняется команда 2,
а команда 1 выполняться не будет.
Блок-схема.
Команда ветвления на языке Паскаль
If <Условие > then < Команда 1>
Else < Команда 2>
Команда ветвления в неполной форме:
If <Условие > then < Команда >
Если после then и Else нужно написать несколько операторов, то их нужно поместить между операторами begin и end.
Задача №1. Если ученик Петя получает отметку 5, то должно на экране монитора появиться сообщение «хорошо», Если Петя получает отметку 2, то должно появиться сообщение «плохо»
program ocheka;
uses crt;
var otmetka: integer;
begin
cls;
writeln('Введите отметку');
Readln(otmetka);
if otmetka=5 then writeln('Хорошо')
else writeln('Плохо');
end.
Усложним задачу.
Задача №2. Если ученик Петя получает отметку 5, то должно на экране монитора появиться сообщение «отлично», если 4 «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «плохо».
program ocheka;
uses crt;
var otmetka: integer;
begin
cls;
writeln('Введите отметку');
Readln(otmetka);
if otmetka=5 then writeln('отлично');
if otmetka=4 then writeln('хорошо');
if otmetka=3 then writeln('удовлетворительно');
if otmetka=2 then writeln('плохо');
end.
Составное условие
Если в задаче №2. Ввести отметку меньше 2 или больше 5 , то программа должна выдать сообщение, что такой отметки не существует.
Задача 3. Если ученик Петя получает отметку 5, то должно на экране монитора появиться сообщение «отлично», если 4 «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «плохо».
Если отметка меньше 2 или больше 5 , то программа должна выдать сообщение, что такой отметки не существует.
Добавим в программный код всего одну строчку:
if (otmetka < 2) or (otmetka > 5) then writeln('такой отметки не существует');
program ocheka_2;
uses crt;
var otmetka: integer;
begin
cls;
writeln('Введите отметку');
Readln(otmetka);
if otmetka=5 then writeln('отлично');
if otmetka=4 then writeln('хорошо');
if otmetka=3 then writeln('удовлетворительно');
if otmetka=2 then writeln('плохо');
if (otmetka < 2) or (otmetka > 5) then writeln('такой отметки не существует');
end.
Можно поступить и так: вместо if (otmetka < 2) or (otmetka > 5) then writeln('такой отметки не существует'); написать if (otmetka <>2) and (otmetka <> 5) and (otmetka <> 4) (otmetka <> 3) then writeln('такой отметки не существует');
«Назад»
«Вверх»
|